Фэндом

Настанет день и час пробьет,

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

Могу вам предсказать я,

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

                                 Роберт Бернс,

шотландский поэт XVIII ст.

Вместо введения

Человек социальное существо и без общества он животное.

Знаешь ли ты, мой юный друг, что в необъятной нашей Вселенной с огромной скоростью движется необычный космический корабль, населенный удивительными существами. Этим космическим кораблем является наша планета Земля, а удивительными существами на ней являемся мы, люди. Удивительность наша состоит в том, что мы, с одной стороны, близки к животным: люди, как и животные,  нуждаются в общении, в защите от многочисленных врагов, неблагоприятных для себя климатических условий (холода, дождя и т.п.), нуждаются в развлечениях, в еде, размножении (воспроизводстве себе подобных; отсюда у нас и сексуальные потребности). С другой стороны, мы обладаем качествами, которых у животных нет совершенно или имеются только в зачатке. Так, люди в отличие от животных нуждаются в тех или иных нравственных действиях, имеют потребность трудиться и творить в процессе своего труда, нуждаются в добыче знаний для осуществления и улучшения своей деятельности.

Животные качества у человека передаются от родителей к детям по биологической наследственности. Они биологически заложены в его генах. И обладаем этими качествами потому, что мы, люди, биологические существа.

А вот неживотные, чисто человеческие качества: стремление к удовлетворению своих нравственных потребностей, потребностей в творчестве и в добыче знаний дети не получают по биологическому наследству от своих родителей: они их приобретают при общении с другими людьми, т.е. эти качества являются результатом влияния на человека  общества, в котором он живет. Отсюда вытекает тот вывод, что мы не только биологические существа, но и существа социальные. Как существа социальные каждый из нас вне человеческого общества эти качества просто не имел бы: родившись в облике человека, вел бы жизнь животного, как это и случается с теми, кто после своего рождения попадает, например, в волчью стаю (в 1956 году  в Индии в волчьей стае был найден мальчик 6-7 лет, который, несмотря на все усилия врачей и воспитателей, так и остался мальчиком-волчонком). Таких людей, лишенных по разным причинам человеческого общества, в свое время выдающийся естествоиспытатель ХVIII века Карл Линней выделил даже в особый вид – “Человек одичавший” (“Homo ferus”).

Говоря о влиянии человеческого общества на становление Человека, следует обратить внимание и на то, что под влиянием общества человек изменился не только социально, но и биологически: он приобрел такие биологические качества, которые его сильно отличают от животных. Отличия настолько существенны, что очень многие не верят в наше животное происхождение: одни утверждают, что мы созданы отдельно от животных волей божьей, другие говорят, что мы неземного происхождения и занесены на Землю с других планет. Такие суждения не имеют под собой никакого основания. Столь сильные отличия от животных объясняются действием чисто земных причин. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как изменяются сами животные от нашего с ними общения, как домашние животные по своему поведению становятся похожими на своих хозяев, как дикие животные под воздействием человека “окультуриваются", приобретая нужные человеку качества. Известен такой опыт, проведенный новосибирскими генетиками еще в 70-х годах прошлого столетия: среди лисиц отбирали особей, доброжелательно относящихся к человеку. В результате получили лисиц, похожих на собак не только своим поведением, но и отчасти и своим внешним видом: у них хвосты закручивались бубликом, как у лайки и многих других пород этих друзей рода людского. И эти собачьи качества передавались у лисиц по наследству.

Также на Фэндоме

Случайная вики