Фэндом

Знания и рост потребности в них

Что такое знания. Зачем они нам нужны. Знания – это сила. Подтверждение этого на примере знания о двойственности, парности окружающего мира. Использование знаний для господства одних людей над другими и плачевные  последствия от этого. Второе упоминание о коммунизме, о его наступлении в мировом (планетарном) масштабе.

Знания  - это та информация, которая человеком добывается в процессе его практической и теоретической деятельности, хранится тем или иным образом, передается от одного человека к другому и используется опять-таки в его практической и теоретической деятельности. В животном мире знания нужны для изучения обстановки, в которой находится животное, с целью приспособления к ней. У человека они играют не только ту же роль, но и позволяют приспосабливать к себе его окружающую среду, творчески изменяя ее. И у него, кроме того, они формируются и используются  иначе. У животных добыча знаний и их использование идет на уровне отдельной особи, реже семьи или стада у стадных видов. У человека же эти процессы протекают в основном исключительно на уровне всего общества: весь цикл возникновения, прохождения и использования знаний проходит в обществе при  обязательном общении людей друг с другом и от этого знания  у нас почти исключительно социального происхождения.  Вне общества, индивидуально  много знаний не добудешь. И не будь это явление у нас общественным, человек так и не смог бы вырваться из животного царства и достичь сегодняшних высот в познании, освоении, преобразовании и сохранении  окружающего мира.

Нужны знания человеку, как и животному, для того, чтобы правильно действовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к окружающей нас природе, правильно ориентироваться в обществе и природе. Без соответствующих знаний  и умений мы не только не сможем построить космический корабль, повести его в космические дали, но и сделать даже свой первый шаг. В то же время новые достижения человеческой деятельности вынуждают нас искать новые знания, которые позволили бы освоить новые виды своей деятельности и раскрыли новые ее возможности. И так, взаимно стимулируя друг друга, новые знания дают нам новые возможности своей деятельности, а новые возможности, в свою очередь, заставляют нас искать еще более новые знания, которые позволяли бы дальше совершенствовать нашу деятельность и ее цели. И так до бесконечности. Основой этому процессу является наше стремление к изменению окружающего мира, к его творческому преобразованию, о чем будет сказано в следующем разделе. Поддерживает его то удовольствие, которое мы получаем в результате познания чего-то для нас нового, удовлетворение от того, что с новыми знаниями мы стали лучше понимать окружающий мир, лучше ориентируемся в нем, стали могущественнее в противостоянии и сотрудничестве с ним, в его совершенствовании. Удовольствие это сходно с удовлетворением, получаемым от реализации любой биологической потребности, например, потребности утоления голода, но намного его сильнее, о чем говорят факты  отказа от еды и других биологических потребностей человека в период получения очень важных для него новых знаний.

Все процессы в мире протекают закономерно. В соответствии с этими закономерностями должен действовать и человек. Если он не поступает в соответствии с ними, то он нарушает естественный порядок в природе, в обществе, на производстве и т.п. (нарушает естественный ход проходящих там процессов), что ведет в лучшем случае к неудаче в своих действиях, а в худшем – к катастрофе с возможной гибелью нарушителя этого порядка. И чтобы этого  не случилось, и нужны знания об этих закономерностях. И действовать надо только в соответствии с этими знаниями. У человека, слабого биологически, сила в его знаниях и умениях, иначе он будет, как показала жизнь, заложником своей неграмотности, незнания.

Чем больше знаний у человека, тем бóльшие дела он может совершить, тем он лучше приспособлен к окружающему, тем более правильны его действия в той или иной обстановке. Покажем это на следующем конкретном примере.

Мудрецы (философы-диалектики) утверждают, что весь мир состоит из множества разнообразных пар (явление дуализма, двойственности). Оба члена таких пар значительно отличаются между собой  (говорят: противоположны друг другу), но, несмотря на это, не могут существовать друг без друга, идеально дополняют друг друга и на этой основе составляют единое целое, или, как еще говорят, составляют диалектическое единство противоположностей.

Примерами таких цельных пар могут быть:

1) упоминаемое выше биологическое и социальное в сущности человека;

2) позитрон и электрон, образующие атом;

3) растения и животные, образующие биомассу на нашей планете;

4) человек и его домашнее животное;

5) человек и выращиваемые им растения;

6) хищник и его жертва;

7) паразит и его хозяин;

8) человеческая цивилизация и окружающая ее природа;

9) индивидуализм и коллективизм у одного и того же человека;

10) и т.д.

Таких примеров можно привести бесконечное множество. Причем, если целостный объект видится нам неделимым, то это, как учит нас диалектика,  означает, что при соответствующем анализе этого объекта обязательно удастся обнаружить в нем две противоположные составляющие.

Знание этого положения (закона) диалектики нацеливает на поиск такой пары (двойственности изучаемого цельного объекта) в любой области нашей действительности. И такая пара обязательно будет найдена. Это прекрасно неоднократно доказывал основатель материалистической диалектики и научного коммунизма, величайший мыслитель последнего тысячелетия Карл Маркс (по результатам недавнего голосования в Интернете, организованного британской Би-би-си,  десятку самых выдающихся мыслителей нашего тысячелетия возглавил именно Карл Маркс; второе место занял Альберт Эйнштейн, третье – Исаак Ньютон – “Российская газета”, 02.10.99). Доказывал он это, анализируя, например, экономические объекты: стоимость товара, труд и др. в своем главном труде «Капитал». Об этом в популярной форме хорошо рассказал Альберт Провозин в своей книге “Експедиції на планету Економіка”, изданной в Киеве в 1985 году, к которой и отсылаем тебя, мой юный читатель, если ты хочешь узнать подробно о вкладе Маркса в изучение двойственности в экономике.

В человеческом обществе целостные объекты образуют, например, такие пары противоположных их составляющих, как:

1)     мужчина и женщина;

2)     любящие друг друга муж и жена;

3)     дети и родители;

4)     экстраверт и интроверт;

5)     богатый и бедный;

6)     капиталист и пролетарий;

7)     рабочий и крестьянин;

8)     производитель и потребитель;

9)     продавец и покупатель;

10)   накопление материального богатства и богатства духовно-нравственного (знаний, объектов человеческого творчества, добрых нравственных поступков);

11)   и т.п.

При этом один и тот же человек входит в каждую из перечисленных и не перечисленных тут пар. И получается, что он одновременно нужен женщине, если он мужчина, и богатому, если он беден, и потребителю, если он производитель и наоборот.

Выходит, что в обществе все друг другу нужны. Без этой нужности нет общества. Здесь, чем человек больше нужен другим, тем он более удовлетворен собою. Есть для кого жить. Если же он не нужен, то такому ненужному и жить не хочется. Вот почему сейчас, когда в нашей стране люди обществом брошены на самовыживание и значительно снизилась их нужность другим, участились случаи самоубийства, растет пьянство, наркомания, которые являются формами ухода ненужного человека из реальной жизни в мир пьяных грез, растет увлечение религиозными обрядами, вера в чудеса, позволяющими почувствовать себя нужным в обществе верующих и/или в придуманном сказочном, мифическом мире.

Итак, человек, как и любой объект в природе, должен быть в паре. Недаром Робинзон на необитаемом острове не долго смог прожить сам и при первой же возможности обзавелся товарищем – Пятницей. И чем в большее количество пар человек входит, тем он чувствует себя комфортней, счастливее. В то же время одиночество, оставляющее человека без пары, делает его глубоко несчастным.

В паре должны быть и все другие объекты. В обществе существенное значение имеет пара "накопление материального богатства и накопление богатства духовно-нравственного". Первый компонент этой пары биологического происхождения: он достался нам от животных, накапливающих, например, запасы еды для ее позднейшего использования в период ее отсутствия. Второй компонент, как уже  говорилось, социального происхождения. Здесь и рассмотрим развитие этой пары, взяв из второй компоненты пока  только знание.

На заре развития человечества добыча материального богатства имела первостепенное значение, поскольку материальные ценности были фактически самым необходимым средством для его существования. Это была сила, которая позволяла выжить человеку в очень суровых природных условиях. Постепенно сила эта возрастала и позволяла не только противостоять агрессивной к себе окружающей природе, но и властвовать над ней и своими сородичами – другими людьми. Материальное богатство в обществе становится силовой основой власти одних людей над другими и над остальной природой.

Знания же с самого начала играли подчиненную по отношению к материальным ценностям роль. Они позволяли добывать богатства из природы, помогали их использованию, преобразованию, чем увеличивали силу обладателей материального богатства. Самостоятельной силой здесь знания не были. Мало того, с возникновением классового общества, когда знания стали обслуживать накопление богатств власть имущего класса,  круг людей, обладающих определенными (не для всех) знаниями, сузился до небольшой элитной группы этого класса, например, до служителей религиозных культов (жрецов, священников и т.п.), а потом и интеллигенции.  В этих условиях знания стали делиться на

1)     знания, которые,  как и ранее, позволяли человеку выживать, и

2)     знания, которые позволяли господствующему классу накапливать богатства и тем поддерживать свое господство.

Первые были доступны всем, а вторые – только "избранным" из господствующего класса и их подручным (например, из той же интеллигенции). Такое разделение сохранялось в любом классовом обществе, поскольку оно закрепляло власть одних людей над другими.

Только в бесклассовом обществе, т.е. в обществе коммунистическом, такого разделения знаний не будет Произойдет переориентация общества с первоочередности добычи материальных богатств на первоочередность добычи знаний и других нематериальных ценностей. Здесь, в отличие от всего предыдущего периода развития человеческого общества, подчиненную роль будут играть уже не знания, а материальные богатства: знания и другие духовно-нравственные богатства будут главными в жизни человека, а материальные ценности будут только обеспечивать условия для приобретения, накопления, хранения и использования этого главного человеческого богатства.. Все знания при этом в одинаковой мере будут доступными всем, не будут служить господству одних над другими и направлены будут на совершенствование жизни общества и каждого его члена. Не материальные богатства будут главной силой в обществе, поскольку они потеряют властные функции, а знания и связанные с ними умения станут основной, ведущей силой, как отдельного человека, так и всего общества. Они позволят человеку лучше, эффективней приспосабливаться к окружающей природе, с меньшими  издержками, конфликтами с ней, с большей возможностью добычи в ней для себя материальных богатств на основе сотрудничества с природой. И от этого человек сможет быть воистину разумным и по настоящему богатым. Знания и умения, которые добываются и усваиваются всеми, также будут использоваться  всеми и на благо всех.

Такая переориентация общества на первоочередность нематериальных богатств становится сейчас просто жизненно необходимой. И эта острая необходимость вызывается следующими обстоятельствами.

Погоня за материальными ценностями, независимо от того, идет ли  она  в  целях индивидуального или общественного  (государственного) обогащения, не только не перспективна, но и реакционна  и чрезвычайно опасна. Попробуем это объяснить.

Современное производство базируется на машинных технологиях,  с которых и начал свой путь капитализм (технология - это совокупность процессов, выполняемых человеком в определенной последовательности и в определенных условиях для решения той или иной задачи с заранее определенным результатом, или описание того, как эта задача решается; машинные технологии - это совокупность процессов, осуществляющихся человеком с помощью машин). Машины требуют значительных энергетических и сырьевых ресурсов. Под влиянием все возрастающей  погони за  материальными богатствами создаются машины, все более мощные, но  одновременно требующие и бóльшего количества энергии и сырья.  Потребление  энергетических  и сырьевых ресурсов увеличивается. При их ограниченных запасах (а  они не бесконечны) они становятся дефицитными. Этот дефицит  приводит  к  двум отрицательным явлениям.

Во-первых, он обостряет отношения в  обществе в  борьбе за обладание этими ресурсами. Причем, особенно сильно это проявляется в обществе, в котором эти ресурсы широко применяются не для коллективного, а для индивидуального использования. Например, в США огромные ресурсы тратятся на обеспечение транспортных перевозок населения, использующих в основном для этого индивидуальные средства: личные автомобили, самолеты, яхты и т.п., рассчитанные всего на несколько человек. Коллективные же транспортные средства, рассчитанные на перевозку большого количества людей, как это было до недавнего времени и отчасти еще продолжает иметь место у нас в стране, используют значительно меньше энергетических и сырьевых ресурсов в расчете на то же расстояние и количество перевозимых.

Во-вторых, стимулируемые капиталом растущие аппетиты машин по отношению к этим ресурсам становятся опасными для человека и окружающей природы. И существенно эта опасность исходит от опять-таки индивидуального использования транспортных средств, которое ведет к еще одному дефициту: дефициту чистого воздуха, без которого мы и все живое на Земле просто жить не можем. А происходит это потому, что по статистике около 80% мирового загрязнения воздуха идет за счет выхлопных газов транспортных средств и в основном индивидуальных автомобилей.

Оставим пока в стороне второй негативный процесс и обратим внимание  только на обострение общественных отношений.                                       

Если присмотреться повнимательней  к  дефицитности  энерго-сырьевых ресурсов, то оказывается, что борьба за их обладание и является как раз той силой, которая нас и разрушает. Одни страны, регионы, коллективы не допускают у себя этого дефицита и удовлетворяют свои  возрастающие потребности за счет грабежа других и часто с применением оружия в борьбе с силами, тоже претендующими на те же энерго-сырьевые ресурсы (например, в борьбе за нефть в арабском мире: недавние войны в Ираке, Ливане и т.п.). Они, несмотря на  существование общего энерго-сырьевого дефицита, все же развиваются поступательно, увеличивая однако в то же время тот же дефицит у других. Такой  страной  является, например, США и другие "процветающие" страны Запада, а сейчас такой страной становится и Китай. 

И процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока или  все ресурсы  и богатства не иссякнут и не за что будет уже драться, или мы в этой драке до конца добьем друг друга и нашу среду обитания, сделаем ее непригодной  для  нашей  жизни и погибнем.

Дефицитность материальных ресурсов природы в условиях гонки за материальными ценностями наблюдалась всегда. Возникает дефицит богатства из-за того,  что материальные потребности растут быстрее возможностей их удовлетворения. А отсюда – и борьба за их обладание. Эта борьба разъединяет людей, вводит в конфликт с природой, где человек и черпает эти богатства, плодя одиночество. Мало того, эта борьба часто превращается  в жестокую войну с массовыми человеческими жертвами. Вся история "цивилизованного" человечества состоит из непрерывной цепи таких войн.

Давно известно, какие несчастия приносят человеку его стремление к богатству. Примеры подтверждения тому можно взять хотя бы из Библии, которой уже несколько тысяч лет. И несмотря на то, что отрицательную роль неразумного, чрезмерного  накопления богатства человечество осознало уже много тысяч лет тому, оно все равно не бросает этого коварного занятия. В погоне за богатством гибнут не только люди, но и целые цивилизации. Так погибла и Римская империя, и Древний Египет, и Вавилон, и Майя и др.

На очереди гибель цивилизации, в которой мы с тобой живем. И это страшно не только для нас, но и для всего человечества. Дело в том, что, если раньше цивилизации имели локальный характер и включали в свой состав людей, живущих на небольшой территории (часто территории одного государства), то ее разрушительная деятельность на природу и на людей имела тоже локальный характер. После гибели такой цивилизации раны на теле природы и человечества заживали довольно быстро. Теперь же наша цивилизация имеет глобальный, планетарного масштаба  характер. И является она мировой системой капитализма, особо опасного для человека и природных условий своего существования, о чем уже говорилось. В нее включены фактически все народы на нашей планете. В результате, ее разрушительную деятельность чувствует на себе вся природа Земли и все люди, ее населяющие, а, значит, ее гибель означает гибель всего человечества.

Так и хочется крикнуть: Люди! Мир стоит перед выбором:

-   либо он погибнет под влиянием алчности человека, живущего в первую очередь за счет неудержимого, неразумного (неограниченного, без учета возможностей природы и одинакового удовлетворения всех людей, а не только избранных) накопления материальных богатств;

-   либо он выживет, если он после протекающего на протяжении многих тысяч лет осознания пагубности биологического по своему происхождению материального накопительства, обогащения все же, наконец-то, материальное богатство перестанет считать главным в жизни; главным, ведущим ориентиром, работающим  на  все общество в целом, на всю страну, он должен поставить накопление нематериального богатства.

Учитывая сказанное,  этот новый ведущий ориентир должен отвечать следующим требованиям:

1. Он должен соответствовать очень важной или самой  важной потребности человека как социального существа.                                       

2. Быть независимым от изменяющихся условий,  окружающих  общество, не должен находиться под его прямым влиянием.

3. Быть нацеленным  на  технологии  экологически  безвредные  и использующие недефицитные виды энергии и сырья.

Таким ориентиром может быть удовлетворение потребностей ВСЕХ членов общества в творчестве, познании, в выполнении своих морально-нравственных обязанностей по отношению к себе, другим людям, к обществу,  к окружающей природе. Добыча материальных ценностей должна здесь быть  подсобной для необходимого обеспечения работы людей по главному приоритету,  в основном по обеспечению наличия всех трех необходимых требований, а  уж  во вторую очередь для обеспечения наших биологических потребностей.  И идти она должна на благо не отдельным людям, а в первую очередь всему обществу при обеспечении этим обществом условий для удовлетворения биологических и социальных потребностей всех его членов, т.е. при гармоническом сочетании личного и общественного.

Поскольку наша капиталистическая цивилизация планетарного масштаба, представляет собой единую глобальную капиталистическую систему, то и переориентация на первостепенность духовно-нравственных богатств, в том числе и богатств Знаний, тоже должно проходить в таких же всеобщих, глобальных масштабах, в масштабах всего мира: как результат мировой коммунистической революции, уничтожающей мировой капитализм. Переориентация возможна, как уже было сказано, только при ликвидации классов, а вместе с этим и господства одного класса над другим, которые и будут первым делом этой всемирной революции. И связано это с тем,  что господство это держится на силе материальных богатств, что и определяет первоочередную погоню за ними в любом классовом обществе и особенно в капиталистическом, в котором стремление к материальному  обогащению возведено в основную цель существования как общества в целом, так и буквально каждого его члена в отдельности (в капиталистическом обществе главной целью всех является обогащение). Иными словами, такая переориентация возможна только в бесклассовом обществе, т.е. при коммунизме, которое неминуемо должно наступить, если люди не хотят погибнуть от погони за материальными ценностями. Это будет не идеальное общество, но близкое к тому, к которому, насколько нам известно, стремится на протяжении всего своего существования человечество в лице лучших его представителей.

Также на Фэндоме

Случайная вики